Неразлучные друзья!

Роль воспитателя   и  музыкального  руководителя  в  проведении  музыкально – дидактических  игр.

     Многие  музыкально – дидактические  игры  впервые  разучиваются  с  детьми  на  музыкальном  занятии. Чтобы  игра  была  успешно  усвоена  детьми, музыкальный  руководитель  объясняет  игру  воспитателю. На  занятии  оба  педагога  помогают  детям  понять  правила  игры. Сначала  они  участвуют  сами  в  этой  игре. Роль  воспитателя  в  детской  игре  велика: он  тактично  направляет  её  ход, следит  за  взаимоотношениями  играющих, сохраняет  самостоятельный  и  творческий  характер  игровой  деятельности  детей. Ещё  А.С.Макаренко  писал: «И  я  как  педагог  должен  с  ними  играть. Если  я  буду  только  приучать, требовать, настаивать, я  буду  посторонней  силой, может  быть  полезной, но  не  близкой».

        Вот  почему  особенно  в  младших  группах  воспитатель  не  только  организовывает  игры  с  детьми, но  и  сам  становится  активным  участником. 

        Для  того, чтобы  развить  в  детях  самостоятельность, умение  творчески  мыслить, применять  знания, полученные  на  музыкальном  занятии, воспитатель  сам  должен  знать  музыкальный  репертуар, объём  умений  и  навыков  детей  своей  группы. Воспитатель  должен уметь  играть  на  детских  и  обычных  музыкальных  инструментах  различные  мелодии  знакомых  детям  песен, знать  распевки, уметь  правильно  передать  мелодию  и  ритмический  рисунок  песни, чтобы  потом  проводить  с  детьми  ту  или  иную  музыкально – дидактическую игру.

        На  занятиях  детей  знакомят  с  музыкальными  инструментами, учат  играть  несложные  мелодии, частот  вместе  с  детьми  приходится  играть  и  воспитателю. Например, работая  над  распевкой, ребёнку  предлагают  передать  на  инструменте  ритмический  рисунок  этой  мелодии. Если  он  затрудняется, воспитатель  проигрывает  нужную  мелодию  на  своём  инструменте (однотипном  с  инструментом  ребёнка). Воспитатель  может  применять  свои  знания  и  в  том  случае, когда  дети  хорошо  усвоили  материал  и  идёт  его  закрепление. Например, мелодию  попевки  предлагают  сыграть  вместе  сразу  нескольким  детям, а  воспитатель  играет  ведущую  партию – получается  своеобразный  оркестр, который  доставляет  детям  большую  радость, ведь  они  играют  вместе  с  воспитателем.

        Всё  это  даёт  возможность  воспитателю  интереснее  организовать  самостоятельную  музыкальную  деятельность  детей, шире  развивать  их  творческие  способности.

 

Руководство  самостоятельной  музыкальной  деятельностью  детей

(рекомендация  музыкального руководителя – воспитателю)

 

1.  Создавать  условия   для  самостоятельной  музыкальной, музыкально – театральной   деятельности детей.

2.  Удовлетворять  желание  детей  в  слушании  музыки.

3.  Поощрять  индивидуальные  музыкальные  наклонности : петь, музицировать  с  помощью  детских  музыкальных  инструментов.

4.  Способствовать  развитию  у  детей  ритма  и  музыкального  слуха : исполнение  песен  с   одновременным  прохлопыванием  ритма  или  с  помощью  шумовых  музыкальных  инструментов.

5.  Использовать  на  занятиях, в  зависимости  от  темы, произведения, которые  дети  прослушали  на  музыкальных  занятиях, с  целью  закрепления  пройденного  материала.

6.  Использовать  музыкально – дидактические   и  подвижные  игры  в  режимных  моментах.


Консультация музыкального руководителя для воспитателей
Играем в оркестре
           Занятия в оркестре развивают музыкальные способ­ности детей (музыкальный слух, чув­ство ритма, музыкальную память), активи­зируют творческую самостоятельность, а это важно, так как многие обладают недостаточно развитыми музы­кальными способностями. Мы понимаем, что успехи музыкального развития до­школьников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя, который чаще общается с детьми, лучше знает каждого ребенка. Совместная работа музыкального руково­дителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, музициро­ванием.
        В конце полугодия должна проводиться диагностика музыкальных способностей детей, музыкальные конкур­сы, концерты, утренники, выступления.
       1. Большое значение имеет начальный этап обучения, хотя на первый взгляд он кажется наиболее простым. Важно с первого занятия заинтересовать детей, вызвать у них желание научиться играть, например, сделать для них экскурс в историю возникновения и развития дет­ских музыкальных инструментов. Большой интерес в методике музыкального воспитания вызывают работы Н. Метлова, Н. Ветлугиной, К. Орфа (использование различных ритмических упражнений). Ста­раемся, чтобы первое занятие было похоже на праздник, на какое-то новое «открытие» в жизни ребёнка. Ведь не все инструменты знакомы им с детства, не все знают и слышали, что на них можно исполнять «настоящую» музыку. Например, звучит «Камаринская» П. Чайковского и дается задание подобрать инструмент к этой музыке, объяснить, почему именно его выбрали. Можно предложить импровизи­ровать на инструменте так, как хочется самому дошкольнику.
Интересно проходят занятия с использова­нием «природных» инструментов. При обучении хлопкам, шлепкам, притопам и т. д. необходимо понять, что «природные» инструменты можно использовать во время прогулки, в часы досуга, в индиви­дуальной работе с детьми. При обучении игре на «природных» инструментах можно воспользоваться упражнениями по методи­ке К. Орфа, а также подбирать песни для дошкольников с «раскрашиванием» мело­дии «природными» инструментами (песни, где есть паузы, и заполнить их хлопками, шлепками, притопами). Например, «Прыг да скок» (муз. В. Голикова,
сл. Г. Ладзгинь), «Тяв-тяв» (муз. В. Герчик, сл. Ю. Разумовского).
       2. Следующий этап обучения посвящен ударным «ритмическим» инструментам, тут же начинается и одновременное усвоение темы «Метроритм». Важно не только объяснить длительность звуков, но и сразу же закрепить теоретический материал, используя «природные» и «рит­мические» ударные инструменты, а также помочь детям при помощи стихов, песен вычленить основные ритмические блоки, сделать карточки с их изображени­ем и научить работать над воспроизведением несложных ритмических рисунков. Выполняются эти задания всей груп­пой или индивидуально на оценку.
        Следует сразу обратить внимание на технические приемы игры на ударных инструментах, различные способы звукоизвлечения. Например, при игре на бубне объяснить, что различные по силе и характеру звуки зависят от того, где (в центре или ближе к раме) и как сделать удар (пальцами, ладонью, кулаком). Кас­таньеты (парные) предполагают два спо­соба звукоизвлечения: первый — это удар «лепестками» о ладонь руки, второй — резкие встряхивания инструмента. На этих примерах удобно изложить тему «Динами­ческие оттенки» и объяснить значение темпа в музыке. Для более успешного усвоения музыкальной грамоты использу­ем ритмические диктанты, фланелеграф, карточки нотного лото из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной.
При организации ансамбля ложкарей следует вести схематическую нотную запись, например, на темы русских народных песен и помнить, что удары ложками могут быть в разных вариантах (по руке, по бедрам, по плечу, по коленям).
Наиболее распространенным инструмен­том в детском саду является металлофон. Но, к сожалению, он имеет ряд недостат­ков: звучит на октаву выше, не всегда держит строй и трудно сразу подстроить под него голос. Поэтому сначала начина­ем обучение на звуковысотных инстру­ментах, таких как детское пианино, рояль, электромузыкальные инструменты. Можно исполь­зовать яркие образные пьесы, например «Медведь» В. Ребикова, «Шарманка» Д. Шостаковича, «Музыкальная табакер­ка» А. Лядова, закрепляя на этих музыкальных примерах тему «Выразитель­ные средства музыки». Партия дошкольника в
таких ансамблях предельна проста: он воспроизводит равномерную ритмическую пульсацию на одном звуке (тонике или доминанте) правой или левой рукой, а иногда одновременно. Аккомпанемент при этом должен исполняться не очень громко, чтобы была слышна партия солиста. Здесь важно научить детей слушать себя, играя на инструменте, следить за качеством звука, динамикой, темпом, ритмом, постановкой руки.
При обучении игре на металлофоне делается упор на то, что он является «мелодическим» инструментом. Качество извлекаемого звука зависит от точности удара. Молоточек должен свободно лежать на указательном пальце и придерживаться большим. Первоначальное упражнение — научиться свободно держать и «раскачи­вать» молоточек, это дает возможность ощутить его массу.
Обучение игре на звуковысотных ин­струментах начинаем с подбора по слуху знакомых мелодий, так как дети дошколь­ного возраста не проходят нотной грамо­ты. Исследования доктора психологиче­ских наук
К. Тарасовой, которые даны в ее монографии «Онтогенез музыкальных способностей», показали, что осознанное усвоение музыкальной грамоты — трудная задача даже для детей подготовительной к школе группы. Следовательно, и детей нужно сначала учить подбирать по слуху, т. е. подбор по слуху будет являться пропедевтическим этапом к подготовке и освоению нотной грамоты. Опыт работы подтвердил эти исследования. Дети лучше начинают слышать и определять движение мелодии, свободно ориентиро­ваться в звуках первой октавы, транспо­нировать простые песенки и попевки. Начинается подбор по слуху с попевок из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной, народных песенок и попевок.
При обучении игре на различных звуко­высотных инструментах используем мето­дику кандидата педагогических наук М. Трубниковой, которая предполагает после­довательное прохождение 3 ступеней ста­новления игры по слуху: ориентировочно-тембровую, ритмическую и мелодическую. Мелодическая ступень позволяет студен­там усвоить эталоны музыкальных интона­ций и в короткий срок овладеть игрой на различных звуковысотных инструментах. Важно объяснить, что в народной и автор­ской музыке есть яркие музыкальные ин­тонации или, как говорил В. Асафьев, «зерна интонации», которые несут в себе главным образом выразительные начала. Первым  «зерном  интонаций»  предлагаем нисходящую терцию. Учимся слышать ее, находить в мелодиях детских песен («Спите, куклы» Е. Тиличеевой; «Елочка» М. Красева; «Кап-кап», румынская народ­ная песня в обработке Т. Попатенко; «Тихий вечер» С. Урбаха и т. д.). Усваивая интервал, дети старшей и подготовительной группы начинают свободно играть его, слышать, играть от различных звуков. Затем идет постепенное освоение мажорного тетрахорда, пентахорда, гаммы до-мажор. Для исполнения пользуемся ре­пертуаром детских песенок и пьес, таких как «Скакалочка» А. Филиппенко, «До, ре, ми, фа, соль» А. Островского, песни оренбургского композитора В. Кондратен­ко «Зайка», «Я играю на пианино», «Мой тепловоз» и др.
Большое значение при обучении игре на детских музыкальных инструментах уделя­ется репертуару. Кроме тех пьес, которые напечатаны в сборниках, много аранжиро­вок делают и сами музыкальные руководители. Подбираем пьесы в удобной тональ­ности или делаем транспонирование. Методика разбора пьесы для игры по нотам следующая: разбираем ноты, про­хлопываем ритмический рисунок, поем по нотам с тактированием, затем поем по нотам с подыгрыванием на любом из звуковысотных инструментов. Чаще всего осваиваемые инструменты ведут мелоди­ческую линию, а фортепиано — аккомпа­немент. Параллельно с этим осуществля­ется углубленное изучение темы по музыкальной грамоте «Звуковысотность».
После освоения звуковысотных мело­дических инструментов идет закрепление всего материала и игра в ансамбле. На этом этапе могут быть не очень сложные пьесы. Например, «Наш ор­кестр» Е. Тиличеевой, вариации на тему русских народных песен в обработке Осмаловской и, конечно же, собствен­ные аранжировки пьес («Прыгалка» Л. Абелян, «Песенка поросят» Д. Уотта, «Прыг да скок» В. Голикова, «Про сверч­ка» И. Морозова и др.).
       3.  Следующий этап — более сложный. Он связан с обучением игре на клавишно-язычковых инструментах (аккордеон, баян), духовых и струнных инструментах. На первом занятии показываются тембро­вые возможности аккордеона, рассказыва­ется история его возникновения и разви­тия, исполняются произведения различ­ных жанров. Занятия проходят индивиду­ально по 10—15 минут с каждым дошкольником, укладываясь в общее количество времени. Затем учим новые несложные пьесы правой рукой. Обычно в детском оркестре аккордеон либо играет длинные педальные звуки, либо ведет мелодическую линию. Конечно, на завер­шающем этапе, при игре в полном составе оркестра, целесообразно поручать партию аккордеона ребёнку, уже хорошо играющему или воспитателю.
Большую трудность испытываем в обу­чении игре на духовых инструментах, так как эти инструменты лучше иметь каждо­му лично, они требуют бережного отно­шения и часто (например, триола) выхо­дят из строя. В оркестре эти инструменты играют или мелодию, или гармонические интервалы и аккорды. При обучении игре важно сразу обратить внимание на дыха­ние и подобрать подходящий репертуар. Используем при обучении на триоле упражнения из сборника С. Бублей «Детский оркестр», знакомые песни, по­певки. На струнных щипковых инстру­ментах осваиваем игру медиатором снача­ла знакомых песенок и попевок, затем пользуемся листами - трафаретами.
Игра в полном составе оркестра требует от музыкального руководителя умения и терпения. Большое значение имеет правильное рас­пределение партий в оркестре. Обычно ребёнок сам выбирает себе музыкальный инструмент.
Оркестр состоит из 8—12 человек, включает в себя следующие группы:
1)  духовая (триолы);
2)  ЭМИ («Гамма», «Анюта»);
3)  клавишно-язычковая группа (аккордеоны);
4)  клавишно-ударная (металлофоны ксилофоны);
5)  ударная группа (барабаны, бубны, треугольники, маракасы, колокольчики и др.).
Расположиться следует как в хоре: справа — низко звучащие инструменты слева — высоко звучащие. На первом плане клавишно-ударные (слева) и духовые (справа) или ЭМИ. На втором план ударные инструменты. Обязательное условие — инструменты одной группы располагаются вместе. На первых репетициях полном составе руководителю лучше и рать на аккордеоне или баяне, это позволяет видеть всех участников, помогать им по мере необходимости. Постепенно, усваивая пьесу, переходим к фортепианному сопровождению.
Для более четкого проведения занятий составляем календарно-тематический план.
Немаловажная роль в обучении игре на детских музыкальных инструментах отво­дится домашнему заданию. Они в основ­ном носят творческий характер. Напри­мер, подобрать и исполнить песню, используя «природные» инструменты; по­добрать песенки-попевки, где встречаются эталоны музыкальных интонаций; сочи­нить сопровождение к детским песням, играм, хороводам, используя ударные инструменты; подобрать репертуар для игры под фонограмму и переложить его для детского ансамбля.
        Воспитатели видят, какую радость доставляет детям игра на музыкальных инструментах, как они ждут этих занятий и готовятся к ним. А для наших детей это прежде всего хорошая система музыкального воспита­ния, которая способствует развитию их музыкальных и творческих способностей. Обязательное условие — зрелищное, яркое, запоминающееся выступление ор­кестра.



Консультация музыкального руководителя для воспитателей
Музыка — сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо оказывает огромное влияние в формировании индивидуальности, развитии духовного становления человека, начиная с раннего детского возраста. В одной из своих работ великий русский критик В.Г. Белинский писал: » Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше начнут они испытывать ее влияние на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердцах, не перетолкуют их по-своему, не будут о ней разглагольствовать; но она наполнит гармонией их юные души». И нам нельзя не согласиться с этим высказыванием, тем более что в детстве и закладывается основа развития личности.
Ребёнок естественен в своём стремлении жить в мире красок, звуков, различных форм. Этот мир является неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии. Что же станет его путеводной звездой в этом мире, что привлечёт и поведёт малыша за собой, из какого родника он будет черпать силы? Безусловно — это красота самого мира.
Мы все в будущем хотим видеть наших детей творческими, духовно богатыми, культурно образованными людьми с развитым эстетическим вкусом. Своим отношением к искусству— увлеченностью или безразличием — окружающие взрослые оказывают большое влияние на формирование основ ценностных ориентацией детей. Эстетическое развитие ребенка будет гораздо гармоничнее, если рядом окажется тот, кто сам глубоко увлечен изобразительным искусством, музыкой, театром, кто видит и чувствует красоту окружающего мира, природы, человеческих взаимоотношений.
Музыка тоже может стать языком общения ребёнка в раннем детстве. Музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. «Музыка выражает всё то, для чего нет слов, но что просится из души, и что хочет быть высказано» — писал П. И. Чайковский.
В результате общения с музыкой, ребенку передаются её настроения и чувства: радость, грусть, тревога и сожаление, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря музыке развивается восприимчивость и чувствительность. Именно музыка, по нашему мнению, может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка — актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. Не подлежит сомнению, что большое значение для развития и формирования мышления со дня рождения и в течении всей жизни имеет общение с музыкой, в первую очередь классической, а также «пропевание» музыки в движении и голосом.
Основная проблема, отражающая сегодняшнее состояние воспитания, обучения и образования, является проблема развития мышления. Изучение личности (ребёнка, подростка, юноши), как субъекта воспитательной и учебной деятельности, осуществляется на основе теоретических, методологических, психологических и педагогических подходов.
Одним из главных принципов, обеспечивающих успешное овладение детьми основами современных знаний, является теоретический характер их мыслительной деятельности. Основы мышления данного типа должны быть сформированы у детей в раннем возрасте, в младшем школьном возрасте, а на средней и высшей ступени обучения происходит их дальнейшее развитие.
В воспитании мы должны исходить из потребностей самого ребенка. Ребенку вообще, а малышам особенно для правильного развития организма необходимо много двигаться: ходить, бегать, прыгать, лазать, бросать. Это физиологическая особенность детского возраста, в этом выражается его активность, здесь идет усиленный обмен веществ, развивается мышечный аппарат, совершенствуется работа нервных центров. Чем меньше ребенок, тем больше нуждается он в движении, а потому систематизированное и музыкальное движение необходимо вводить как постоянную дисциплину и чем раньше, тем лучше. Эти движения должны научить ребенка свободно управлять отдельными органами своего тела, развить координацию движений, овладению собой (смелость, решительность, находчивость, сообразительность). Музыка, сливаясь с движением, соединяет двигательные реакции с законами музыкального ритма, моторные центры воспитываются через музыку, объединяется деятельность нервно-мышечных центров и слуха, вырабатывается координация движений, сберегаются силы.
Наряду с этим нельзя упускать из виду, что процесс непосредственно музыкального восприятия неоднозначен и он тоже оказывает влияние на развитие и становление творческой личности.
На восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека. И, как уже отмечалось, особую роль играют в этом процессе слух, способность вслушаться в окружающее, почувствовать, понять, оценить красоту красок и форм, гармонию звуков и наслаждаться ею. Ведь подлинное эстетическое восприятие всегда связанно с душевным волнением, переживанием эстетического удовольствия, переживанием красоты предмета.
Процесс формирования восприятия возникает установкой педагога-психолога и воспитателя на эстетическое восприятие, что предвосхищает впечатления и переживания. После чего можно беспрепятственно обратиться к его созерцанию, погрузиться в чувственную стихию. Именно «погружение в стихию звуков, красок, форм, в стихию слов стихотворения или пластику движения характерно для процесса художественного восприятия»… Это стремление воспринять чувственное богатство, ощутить его — существенная особенность художественного восприятия.
Следующий этап — попытка проникнуть в то, что эти звуки, краски, формы передают, выявляют, выражают . Эта новая ступень познания и будет являться восприятием художественного образа.
В ходе дальнейшего углубления восприятия, начинает восприниматься и осмысливаться не только художественный образ, запечатленный в произведении, но и само произведение искусства как некое значимое явление. Произведение становится воплощением и символом значительных сторон жизни, творчества, познания человека. Это самая высокая ступень познания, так как в процесс движения восприятия включается вся человеческая личность с её мировоззрением, идеалами, нравственными чувствами, отношением к жизни.
Требованиям к репертуару, предъявляемому для слушания детям, уделяли внимание известные учёные, педагоги и выделяли следующие общие черты и требования к репертуару для детей:
отбор из трёх источников: народного музыкального творчества, классики и современной музыки;
отбор произведений, воспитывающих доброту, проникнутых  гуманизмом;
проникновение в мир чувств детей, отражение их интересов, образность, доступность;
яркость, запоминаемость, опора на интонационно-ладовый строй музыки разных народов;
отражение разных музыкальных форм (в том числе и более крупных), различных жанров;
отражение современных исканий в области совершенствования, модернизации музыкального языка, при сохранении художественного уровня, отвечавшего требованиям большого искусства.
Однако, в практике работы детских садов, «детский репертуар» на деле вытесняет классическую музыку. Она используется скорее как исключение, эпизодически и в основном в старшем возрасте. Ранний же возраст не используется для накопления ценных музыкальных впечатлений, не обходимых для формирования «тезауруса», опыта восприятия высокохудожественных образцов музыкальной классики. Таким образом, лишая детей в раннем возрасте возможности слушать классическую музыку, мы теряем благоприятный, «сенситивный» возрастной период для развития способности к восприятию музыки, упустив который, мы создаём дополнительные трудности в деле музыкального развития,  может быть, и бесповоротно теряем его.
Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать предварительные выводы о том, что далеко не безразлично, какую музыку слышит ребёнок, на каком репертуаре он воспитывается. Поэтому важно способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формированию своеобразных эталонов восприятия, т.е. необходимо найти не только форму преподнесения музыки детям, а совершенствовать само содержание обучения.
Педагогическими условиями успешного развития музыкального восприятия в раннем детстве являются:
художественное совершенство, яркость и эмоциональная доступность музыкальных произведений;
повторность впечатлений (многократность звучания);
создание соответствующего характеру музыки эмоционального настроя;
создание положительного эмоционального фона общения ребёнка и взрослого, поощрение успехов малыша.
побуждение детей к двигательной активности, вокализациям.
Исследовав основные позиции воздействия музыки на развитие индивидуальности, можно подвести некоторый итог всего вышесказанного.
Музыка, являясь одной из самых влиятельных форм искусства оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности.
Эстетические чувства, потребности и идеалы стимулируют общественно полезную деятельность, в этом и состоит, по нашему мнению главная воспитательная функция искусства и музыки в частности.
Общение с искусством имеет огромное значение в психологическом становлении личности, в развитии ее общечеловеческих задатков и личностных качеств. Получая от художественных и музыкальных произведений огромное количество впечатлений, ребенок перерабатывает их и реализует в своей творческой деятельности, тем самым они играют неоценимую роль в развитии творческой индивидуальности.

Консультация музыкального руководителя для воспитателей
Тема: «Фоновая музыка в жизни детского сада».
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности.
Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.
музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. на занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе.
Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Примерный репертуар фоновой музыки.
( для детей старшего дошкольного возраста)
Релаксирующая (расслабляющая): К. Дебюсси. «Облака» ,А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета, К.В. Глюк. «Мелодия».
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) : Э. Григ. «Утро», И.С. Бах. «Шутка», И. Штраус. Вальс «Весенние голоса», П.И. Чайковский. «Времена года» ( «Подснежник»)
Активизирующая ( возбуждающая): В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» ( финал), М.И. Глинка. «Камаринская», В.А. Моцарт. «Турецкое рондо», П.И. Чайковский. « Вальс цветов» ( из балета «Щелкунчик»)
Успокаивающая ( умиротворяющая): М.И. Глинка. «Жаворонок», А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка», К. Сен-Санс. «Лебедь», Ф. Шуберт. «Серенада».
Организующая (способствующая концентрации внимания при орга низованной деятельности) И.С. Бах. «Ария»,  А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето»), С.С. Прокофьев. «Марш», Ф. Шуберт. «Музыкальный момент».
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др.
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Консультация музыкального руководителя для воспитателей
Тема: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях».
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.
Однако, непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
  1. Воспитатель сидит с безучастным видом
  2. Воспитатель перебивает исполнение
  3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
  4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)
Активность воспитателя зависит от  трех  факторов
  1. От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
  2. От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
  3. От программного  материала: в зависимости новый или старый материал
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей:
  1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
  2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
  3. Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
  4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте
  5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми
  6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.
Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»
Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.
Существует  2  формы работы музыкального руководителя с воспитателем
  1. Индивидуальные  консультации: проводятся 1 раз в 2 недели
Содержание консультаций:
  • Знакомство с задачами предстоящих занятий
  • Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)
  • Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
  • Продумывание внесения музыки в быт
  • Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях
  1. Групповые консультации:
  • Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
  • Составление сцен праздника
  • Обдумывание сюрпризных моментов
  • Обсуждение различных вопросов
  • Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)
  • Разучивание песен для слушания  или  для  их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)
  • Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более  сложные движения, которые способствуют развитию координации  их движений и общему музыкальному развитию)
  • Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку)
  • Обучение  воспитателей пользоваться музыкальным центром, магнитофоном.
Консультация музыкального руководителя для воспитателей
Тема: «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».
Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы. Которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.
Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:
1.Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, триоле, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
2.Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю - баю» М.Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей.
В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.
3.Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.
Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла «Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского («Ладушки – ладушки»), П.И.Чайковского («Новая кукла») и другие.
На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.
Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.
Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей («Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.)
Т.о., роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз. деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.


Комментариев нет: